Имунная система у детей

"Ребенок- это не взрослый в миниатюре!" - таков девиз многих детских хирургов. Но эта фраза относится не только к этой специальности, а отражает весь процесс роста и развития ребенка от внутриутробного периода до совершеннолетия. Малыш рождается на свет и нуждается в бережной заботе и уходе, которое необходимы ему для адаптации к окружающей среде, созревания органов и систем организма. В настоящее время родители активно интересуются вопросом «иммунологического здоровья» своих детей. Биологический смысл иммунитета — обеспечение генетической целостности организма на протяжении его индивидуальной жизни. Иммунная система призвана сохранять гомеостаз (постоянство внутренний среды организма), что требует непрерывной сортировки любых биологических субстратов на «свои» и «чужие». Созревание иммунной системы- процесс динамический, непрерывный.

В развитии иммунной системы выделяет 5 критических периодов, когда любой антигенный* стимул может вызвать неадекватную или парадоксальную реакцию. В эти периоды возможен дебют различных заболеваний: иммунодефициты, аллергические, аутоиммунные, онкологические заболевания.

Первый критический период соответствует периоду новорожденности. Главная природная миссия этого периода- спокойно ввести малыша в большой мир, начать сосуществование с обычными соседями по планете- окружающими белковыми веществами, безвредной микрофлорой, не тратя антител на борьбу с ними. Для этого его собственный иммунитет физиологически подавляется, что называется иммуносупрессией. В данный период малыша защищают циркулирующие в кровотоке материнские Ig G, поступившие туда еще внутриутробно. Антитела класса IgG играют основополагающую роль в обеспечении длительного иммунитета при инфекционных заболеваниях, они когда-то давно сформировались у мамы, когда она сама болела. А сейчас, попав в кровь новорожденного через плаценту, защищают от инфекций и его. Еще новорожденному с материнским молоком достается Ig A. Его главная роль - защита дыхательных, мочеполовых путей и желудочно-кишечного тракта от вирусов. Поэтому правы были наши бабушки, которые рекомендовали капать материнское молоко в носик малышу. И как можно дольше продлить грудное вскармливание (ВОЗ рекомендует до 2 лет, особенно если в семье уже есть больные дети). В данный период дебютируют наиболее тяжелые иммунодефицитный состояния.

Второй критический период приходится на 4-6 месяц жизни, когда материнские Ig G постепенно исчезают, а на большинство антигенов (в т.ч. инфекционных) развивается первичный короткий иммунный ответ c синтезом Ig М, не оставляющий иммунной памяти. Поэтому для формирования иммунологической памяти при проведении вакцинации требуется ревакцинация. Низкая сопротивляемость к инфекциям в этом возрасте объясняет дебют многих первичных иммунодефицитов. Помимо этого нарастает частота атопии (в первую очередь, пищевой аллергии), что объясняется преобладанием особого однотипного иммунного ответа в данном возрасте на фоне расширения пищевого рациона. Поэтому миновав этот возраст без высыпаний на коже, мама может «выдохнуть»- в дальнейшем тяжелая аллергия маловероятна.

В третьем критическом периоде (2 года) к ребенку «пристанут» любые респираторные инфекции- в детском саду или просто на выходе «в люди». Дело все в том, что закончилось грудное вскармливание, а с ним и мамины молочные секреторные IgA, без которых ворсинки бронхиального дерева не способны выгнать вирусы. Своя собственная иммунологическая память только начинает формироваться, вырабатывая все новые специфичные виды Ig G на каждый встреченный штамм. Память безусловно полезна, главное, чтобы острые заболевания не переросли в хронические. Особенно беззащитен двухлетка к пневмококку и гемофильной палочке, вызывающим тяжелые пневмонии. В ряде стран антипневмококковые и антигемофильные прививки включены в национальный календарь, да и у нас широко практикуются ослабленным детям. Пережидая третий критичный период, возможно, следует ограничить контакты и не торопиться в садик. Во всяком случае, дождаться увеличения синтеза собственных секреторных IgA. Настоятельная рекомендация мамам сформировать у ребенка в первые 2-3 года жизни адекватный пищевой интерес к здоровой еде. Мучные и сладкие «вкусняшки» состоят из мукополисахаридов, а это субстрат для зеленых соплей и вязкой мокроты. Вкусы малыша в отличии от взрослых еще не извращены, у них не сформированы зависимости от сладкого и мучного. Критичность данного периода заключается даже не в количестве ОРВИ самих по себе, а в опасности хронизации и осложнений, и особенно в риске неадекватных и парадоксальных иммунных реакций, ведущих к старту аутоиммунных и иммунокомплексных заболеваний на всю жизнь.

Четвертый критический период приходится на 6-7 год жизни. Синтез иммуноглобулинов (кроме Ig A) достигает уровня взрослых. Повышается синтез Ig Е, вызывающего бурные атопические (аллергические) реакции. При низкой активности местных факторов защиты любой дерматит, например, легко осложняется микробной экземой, а инфекционный бронхит- бронхообструкцией вплоть до астмы. В этот период также проявляются поздние наследственные дефекты иммунной системы, нарастает частота иммунокомплексных, паразитарных заболеваний, формируются многие хронические заболевания многофакторной этиологии. К сожалению, этот период для первоклассника сопровождается некоторым «критическим периодом» у его родителей с неумеренными амбициями- уроки до ночи, музыкальная школа, английский, художка…Забывают о пользе движения, физкультуры, свежего воздуха- самых эффективных методов оздоровления. К примеру, эпизоды бронхоспазмов у детишек отчасти связаны с особенностями их анатомии- горизонтальным расположением ребер. Так вот, стоит чуть нарастить вспомогательную дыхательную мускулатуру, а это элементарная разминка и на гимнастике, и на хореографии, и в любой другой секции, как полноценный выдох и дренаж (очистка) бронхов гарантированы.

Пятый критический период переживают подростки в возрасте 14-15 лет. Скачок роста сочетается с уменьшением массы лимфоидных иммунокомпетентных органов. На фоне гормональной перестройки отмечается нестабильность регуляции клеточного и гуморального звена иммунитета (андрогены подавляют клеточный и стимулируют гуморальный иммунитет). А многочисленные факторы роста стимулируют пролиферацию (быстрое размножение) клеток. В этот период возрастает риск развития онкологических и аутоиммунных заболеваний.

Знание возрастных особенностей развития иммунной системы требует более бережного и внимательного отношения к детям в эти периоды.

 

*Антигены (АГ) - это любые простые или сложные вещества, которые при попадании в организм тем или иным путем вызывают иммунную реакцию и способны специфично взаимодействовать с продуктами этой реакции: антителами и иммунными Т-клетками

На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера.Принять